Приватные кабинеты

Кабинет «Китайский шелк»

Стенные панели зала обтянуты расписным шелком с мотивами китайской пейзажной живописи. В XVIII веке шелковые обои были одной из необходимых принадлежностей дворцового интерьера. Они могли быть вытканы или расписывались вручную. Очарование и дороговизна привозных китайских тканей подтолкнули европейцев к созданию имитаций. Подлинные китайские артефакты и детали, выполненные в подражание восточному искусству, дополняли интерьер в европейском стиле, образуя странное, но гармоничное единство.

Кабинет «Гобелены»

Увидеть старинные гобелены в первоначальном великолепии звучных красок – все равно что совершить путешествие во времени. Тканые ковры, украшающие зал, были выполнены французскими мастерами по сохранившимся эскизам времен Людовика XIV и Людовика XV. Они образуют единый ансамбль, в котором представлено царство зверей и птиц.

Кабинет «Беседка»

Зал в стиле Людовика XIV украшен живописными перспективами прекрасного сада и окружающей местности, вмонтированными в стенные панели. Наблюдатель как будто находится внутри легкого садового павильона на вершине холма. Эффект обманки (trompe l’oeil), призванной вводить в заблуждение чувства, а затем ошеломить и восхитить зрителя, вызывал восторг современников. Пейзажные обманки требовали особого мастерства художника в передаче предметов, словно омытых воздухом и солнцем. Ниши в виде садовых трельяжей в этом и других залах подчеркивают связь барочного интерьера с миром природы.

Кабинет «Ткани и Зеркала»

Главную роль в интерьере зала играют старинные зеркала венецианской (одно немецкой) работы XVIII века. Зеркальное стекло со временем становится еще более хрупким, мутнеет, прорастает изнутри черной изморосью, поэтому ценность хорошо сохранившихся экземпляров очень велика. Камин украшает бронзовая жирандоль старинной английской работы.

Кабинет «Золотая клетка»

На стенах зала расположены декоративные панно с изображениями деревьев с висящими на ветвях изящными клетками и порхающих на свободе птиц. Живопись изящно совмещает иллюзионную технику гризайля, которая имитирует рельеф с помощью разных оттенков одного и того же цвета, с принципами композиции, характерными для дальневосточных ширм. Изображения выглядят особенно выпукло, выделяясь на густом золотом фоне, и создают образы хрупкой, призрачной красоты.

Кабинет «Птичий»

Стены расписаны изображениями птиц в естественной среде обитания. Мягкая поэтичность живописи в сочетании с высокой точностью рисунка характерна для эпохи Нового времени, когда любование природой и мечты о естественном «золотом веке» вполне уживались с развитием естественнонаучного подхода. Художники-анималисты пользовались благосклонностью королевских особ. Нередко в их обязанности входило создание портретных изображений животных, содержавшихся в королевских зверинцах.

Кабинет «Басни»

Большие панно и десюдепорт над дверью изображают сцены из басен, где в роли людей выступают говорящие животные. Эти «бродячие сюжеты» знакомы каждому из нас с детства в поэтических пересказах И. А. Крылова. Образцом для него послужил французский баснописец эпохи Людовика XIV Жан де Лафонтен, но родоначальником жанра, соединявшего занимательность с моралью, был древнегреческий баснописец Эзоп. По распоряжению короля в Версальском парке был устроен лабиринт с фонтанами и статуями в виде героев эзоповских басен.

Кабинет «Райский сад»

Темой декора в этом зале является царство Флоры. Излюбленные в искусстве барокко флоральные мотивы представлены повсюду, от хрустальных люстр до обивки стульев. Настенные псевдокитайские панно с цветами и птицами заключены в резные обрамления в виде пышной растительности. Карниз украшает рисунок садовой решетки-трельяжа. Пирующие в этом зале находятся в роскошном саду, созданном не природой, а рукой искусного художника.