• Русский
  • English
  • 中文 (中国)

От дворца к ресторану

Таинственные пути истории связывают канувший в Лету придворный мир с культурой современного ресторана. Высокая кухня зародилась при королевских дворах, где власть утверждала себя с помощью великолепных зрелищ. Королевский обед в Версале был церемонией, которую мог посетить любой хорошо одетый человек – но только в качестве зрителя.

_MG_6945

За «открытый стол» в особняках вельмож мог сесть любой дворянин, даже не знакомый с хозяином. Роскошное убранство комнат, богатая сервировка, изысканный вкус и разнообразие блюд, последние кулинарные новинки, профессионализм оркестра, игравшего «во время стола», манеры и костюм домашних официантов – всем аспектам застолья придавалось огромное значение.

В Средние века «рестораном» называли целебный бульон. Для знатных особ его варили из каплуна на алхимической водяной бане с добавлением золотых монет, алмазов, рубинов, изумрудов, яшм и «прочих добрых и чудодейственных драгоценных камней»

«Рестораном» во Франции изначально назывался сытный, восстанавливающий силы бульон; в Средние века, когда медицина была неотделима от алхимии и магии, его варили с добавлением золота, алмазов, рубинов и других драгоценных камней, наделяемых волшебными свойствами. Первые рестораторы в современном смысле слова были сформированы аристократической культурой. Многие из них ранее служили шеф-поварами в домах принцев крови и других знатных особ. В последние годы перед Великой французской революцией владельцы модных парижских заведений, предлагавшие целебный бульон, ввели несколько важных новшеств: расширенное меню с твердыми ценами, отдельные столики и индивидуальное обслуживание. Отныне обедать по-королевски мог каждый, у кого водились деньги.

_MG_6839

В XIX столетии придворная жизнь теряет прежнюю значимость, и обед в ресторане становится основным типом праздничной еды. Именно ему мы обязаны появлением специализированных столовых приборов и современными правилами поведения за столом. За рестораном закрепляется роль нового светского центра. В 20-е годы XX века это отлилось в термин café society – так называли прямых предшественников нынешнего jet set.

Видение дворца

Авторы проекта дворца «Турандот» – владелец Maison Dellos, российский предприниматель, ресторатор, профессиональный архитектор и художник-реставратор Андрей Константинович Деллос и заслуженный художник России, декоратор Александр Попов. В 2014 году дизайн-проекты ресторанов, среди которых «Турандот» занимает одно из самых значительных мест, принесли А. К. Деллосу звание почетного академика Российской Академии художеств.

Специально для проекта Андрей Деллос создал собственные мастерские, где в течение 6,5 лет несколько сотен художников и мастеров трудились над деревянными панелями, бронзовым декором, лепниной, росписями, хрустальными люстрами, мебелью и посудой.

На момент начала строительства от особняка екатерининского фаворита Римского-Корсакова по адресу Тверской бульвар, 26 уцелел только фасад, скрывавший советскую «коробку» из кирпича и бетона. Проектирование и строительные работы заняли шесть с половиной лет. Специально для «Турандот» А. К. Деллос основал мастерские, где художники, скульпторы и ремесленники-артизаны – всего несколько сот человек – занимались проектированием и выполнением деревянных панелей, бронзовых элементов декора и осветительных приборов, лепнины из стукко (смесь алебастра с гипсом), наборного паркета, декоративных росписей, хрустальных подвесок для люстр, резной мебели и фарфоровой посуды.

Как в настоящем дворцовом строительстве, производственные задания могли изменяться несколько раз, пока не удавалось достигнуть идеальных результатов. Разработка мотива вьюнка, обвивающего колонны главного зала, заняла три месяца, а чтобы добиться нужного оттенка благородной патины на деревянных деталях, мастера-позолотчики стажировались во Флоренции. Остальные предметы интерьера были выполнены российскими, французскими, английскими, итальянскими мануфактурами специально для «Турандот» по оригинальным эскизам. Обстановку дополняет множество антикварных вещей. Ресторан «Турандот» был открыт для публики в 2005 году.

sadsa

sds

«Дух мелочей изящных и воздушных»

В залах ресторана «Турандот» представлен целый спектр дворцовых стилей, от ренессанса до неоклассицизма, однако ключевую роль играют позднее барокко и шинуазри, что подчеркивается в названии.

gk55

Западно-восточные связи имели огромное значение для европейской культуры роскоши. Вековая мечта европейцев об экзотическом Востоке, родине самых дорогих и вожделенных товаров, таких как пряности, фарфор и китайский шелк, в течение многих веков поддерживала мировую торговлю и принесла чудесные плоды в искусстве и литературе. Стиль европейской «китайщины» с изогнутыми крышами, стилизованными орнаментами и условными костюмами служил универсальным языком праздника. В XVII–XVIII столетиях стало хорошим тоном коллекционировать подлинные дальневосточные вещи, в основном лаковые изделия и фарфор (который в Китае начинают изготавливать специально для экспорта в Европу, приспосабливая его к западным потребностям и вкусам).

Родина принцессы Турандот – фантастический Китай, как его представляли европейцы эпохи барокко. Западная публика впервые познакомилась с историей Турандот благодаря сборнику «1001 день» Пети де ла Круа, изданному в Париже в 1711 году

Тем же настроением изящной игры пронизаны восточные сказки европейских писателей. Одна из самых известных – «Турандот», история китайской принцессы, загадывавшей своим женихам неразрешимые загадки. Впервые опубликованная на французском языке в 1711 году ориенталистом Пети де ла Круа в сборнике «1001 день» и переделанная в комическую оперу известным литератором Лесажем, она привлекла внимание графа Гоцци. Так родилась на свет самая знаменитая из волшебных феерий венецианского сказочника.